Московский экономический форум 2014

По традиции 26-27 марта в МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся второй Московский экономический форум, посвященный  поиску несырьевого будущего России.  На этом мероприятии  собрались выдающиеся отечественные  и зарубежные обществоведы, ведущие российские промышленники и аграрии, общественные деятели и просто неравнодушные к будущему мира и России люди.

От нашей Компании форум посетил Советник генерального директора по связям с госорганами,  Дубровин Юрий Николаевич.   

За минувший год Форум прочно утвердился в качестве авторитетного экспертного института, объединившего теоретиков и практиков, готовых принять активное участие в этих поисках. Об этом свидетельствует продуктивная работа в данный период секции МЭФ-макроэкономической, аграрной, науки, евразийской кооперации и др.  На них в ходе плодотворной дискуссии намечаются основы выработки альтернативного проекта стратегии развития России.

Основные тезисы к обсуждению, на Московском экономическом форуме 2014.

В России с 1992 г. господствует неолиберальная теория, ставшая основой социально-экономической политики страны на долгие годы. Замена командной рыночной экономики, повышение тем самым благосостояния народа до стандартов развитого мира, передача «общих» богатств из рук бюрократии миллионам граждан, плюралистическая демократия, многопартийность и свобода слова - все эти лозунги звучали привлекательно и первоначально получили массовую поддержку в обществе. Но, несмотря на ряд очевидных достижений (высвобождение личной инициативы, становление предпринимательского класса и главное - устранение вездесущего дефицита товаров и услуг) общий итог более чем двадцатилетнего реформирования экономики страны не может быть признан удовлетворительным.

С самого начала рыночных преобразований по неолиберальному проекту в России идут процессы деиндустриализации и примитивизации производства, деинтеллектуализации труда и деградации социальной сферы. Мы поставляем остальному миру энергоресурсы и не можем себя прокормить, теряем таланты и импортируем неквалифицированную рабочую силу. В результате  у россиян падает доверие к отечественной экономике, исчезает уверенность в завтрашнем дне, сужаются возможности реализовать свои таланты и способности.  К этому следует добавить появление массовой бедности, непрерывный рост коррупции и незаконного обогащения.

Безоглядное упование на силу «невидимой руки рынка», отрицание создания, фактический отказ от реализации потенциала  народа  как главной задачи экономической  политики привели Россию к затяжному  экономическому  и демографическому  кризису.

Однако мы знаем и не забываем ни на минуту, что Россия обладает огромным потенциалом. В ней есть практически все нужные для развития природные ресурсы и обширный внутренний рынок, есть трудолюбивое население с богатыми традициями созидания и богатое наследие в сферах образования, науки и культуры.

Для реализации этого потенциала, после многолетних упований на  действие «невидимой руки рынка» и политики выкачивания энергоресурсов, необходима иная социально-экономическая стратегия  нашей страны. Она должна исходить из органического соединения  рынка и государственного регулирования, чтобы обеспечить реализацию долгосрочных  общенациональных приоритетов, а также экономическую свободу, инициативу частного собственника и гарантии  социальной справедливости. Основу для этого создаст развитие традиционных  базовых несырьевых отраслей материального производства и новых высокотехнологических сфер экономики.

Стержнем экономической политики  ответственного российского правительства должно стать создание условий для развития производства несырьевых  товаров и услуг, обеспечивающих прогресс человеческих качеств. Именно несырьевое производство создает спрос на квалифицированные творческие кадры, формирует условия для появления и внедрения инноваций, в целом для  технологического, социального, демографического прогресса, также запрос на улучшение среды обитания человека.

Для полного  использования потенциала России и реализации предложенного курса необходимо осуществить следующие основные меры.

В сфере экономической политики

  • на основе комплексной инвентаризации научно-технического потенциала страны разработать и реализовать систему долгосрочных программ, подкрепленных активной и эффективной промышленной политикой;
  • снизить налоговую нагрузку и ставки по кредитам для несырьевых секторов  экономики, для предприятий, осуществляющих модернизацию;
  • проводить политику поддержки несырьевого экспорта;
  • блокировать удорожание сырья и энергоресурсов на внутреннем рынке;
  • создать равные условия международной конкуренции на внутреннем рынке и содействовать продвижению отечественных  несырьевых товаров  на внешних рынках;
  • обеспечить экономическую и, в первую очередь, продовольственную безопасность страны;
  • Россия может кормить себя и экспортировать сельскохозяйственную продукцию;
  • отказаться от затратных имиджевых суперпроектов, не окупаемых даже в отдаленной перспективе.

В сфере социальной политики

  • уменьшить социальное неравенство, в том числе, через систему прогрессивного налогообложения;
  • остановить повальную коммерциализацию и приватизацию соци­альной сферы; образование, здравоохранение, культура должны быть преимущественно бесплатными для пользователя и общедоступны;
  • активизировать демографическую политику, создав условия для быстрого роста численности населения России;
  • пересмотреть трудовое законодательство, обеспечив профсою­зам и другим органам трудящихся более широкие возможности уча­стия в решении вопросов жизни предприятий; превратить коллектив­ные договоры в реальный инструмент социальной ответственности бизнеса.

В сфере внутренней политики

  • обеспечить проведение честных и прозрачных выборов, в част­ности, за счет передачи контроля за организацией и проведением вы­боров в руки парламентской оппозиции и гражданского общества;
  • для борьбы с коррупцией перейти к полной прозрачности до­ходов и расходов государственных служащих и суровому наказанию с полной конфискацией имущества осужденных коррупционеров; принять аналогичные меры для борьбы с инициирующим коррупци­онные сделки бизнесом;
  • поднять роль институтов гражданского общества вплоть до пра­ва выдвижения законодательных инициатив и общественного кон­троля за деятельностью исполнительных органов власти, обеспечить реальную свободу слова.

В сфере внешнеэкономической политики

  • рассматривать Евразийский экономический союз, как основной геоэкономический и геополитический приоритет;
  • инициировать политику селективного протекционизма;
  • добиться пересмотра условий участия России в ВТО;
  • ограничить привлечение неквалифицированной рабочей силы, обеспечивать для легальных иммигрантов равные с россиянами усло­вия жизни.

Можно с уверенностью считать, что реализация названных основ­ных мер позволит уверенно подойти к решению ключевых проблем российской экономики, в частности:

  • перейти к интенсивному типу расширенного воспроизводства, что обеспечит рост выпуска высококачественных современных отечественных промышленных товаров, которые не станут доминирующими на внутреннем рынке, но и не превратятся в значимый предмет экспорта;
  • повысить на этой основе реальные доходы граждан и доходную часть государственного бюджета, что позволит перейти к ускоренному решению проблем бедности  и социального неравенства; создать стимулы и материальный базис для прогресса образования, здравоохранения, науки и культуры;
  • сформировать материальные условия для  прогресса нации, роста продолжительности жизни; улучшить нравственный климат в обществе, создать основы уважения к труду человека, активизировать социальные лифты;
  • повысить международный авторитет России.