ВНИИХОЛОДМАШу- 65 ЛЕТ!

Главному разработчику отечественной холодильной техники страны – 65 лет.

За эти годы Институтом было разработано более 1000 холодильных машин, как для нужд Министерства Обороны РФ, так и для нужд общепромышленного сектора. По словам Олега Таганцева, первого заместителя генерального директора ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ», в нынешнее время опыт сотрудников и техническая оснащенность института позволяют эффективно решать самые сложные и нестандартные задачи в различных областях применения искусственного холода. Внедрение новых программ также сыграло немаловажную роль в решении поставленных задач перед Институтом.

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПРОГРАММ

В компании стартовал интересный проект – «Система управления знаниями», часть которого – выделение ключевых людей – носителей уникальных знаний по расчетам, знанию методик, отраслевых стандартов. «У нас существует разрыв между носителями знаний и новыми сотрудниками, – поясняет Олег Савин, ведущий инженер по моделированию. – В основном знание передаётся посредством устной речи, никак не зафиксировано, не согласовано и не введено в ранг стандарта предприятия. Именно поэтому сейчас идёт работа по созданию стандартов предприятия, в которых наши опытные люди излагают свой опыт и знания по проектированию и расчётам холодильного оборудования». Речь о еще одном направлении инжиниринга – переходе на наиболее перспективный язык программирования – Modelica. Руководителем этого проекта стал Олег Савин, ведущий инженер по моделированию.

В России сейчас нет ни одной компании, которая бы масштабно занималась расчетами при помощи Modelica, и ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» – единственная организация, которая будет опираться на этот язык в своей деятельности. Это станет еще одним конкурентным преимуществом института. Помимо Modelica в институте также активно внедряются PLM-системы (Product Lifecycle Managemen) – это глобальное решение компании по внедрению новых стандартов разработки продукта на уровне мировых производителей.

«Она объединяет различные системы: конструкторскую для создания 3D-моделей и чертежей, технологическую, расчетную, обучения и множество прикладных систем. Благодаря этому мы имеем единое инженерное информационное пространство для специалистов, участвующих в разработке нашей продукции» - поясняет Наталья Ращупкина, начальник отдела управления инженерными данными. «В ближайших планах – сократить бумажный документооборот, равномернее распределить рабочую нагрузку на специалистов компании через перевод согласования документации через процессы Vault. Процессы Vault свяжут конструкторов, технологов, нормоконтролеров и специалистов по архиву в единое информационное инженерное пространство», – подытоживает Наталья Ращупкина.

НА СЛУЖБЕ У ФЛОТА

Являясь ведущим научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом в отрасли холодильного машиностроения, начиная с 60-х годов минувшего столетия, ВНИИХОЛОДМАШ разработал и внедрил в серийное производство все типы холодильного оборудования, используемого на надводных и подводных кораблях ВМФ. Техника, которую разрабатывает ВНИИ, – особая: оборудование первой категории, обеспечивающее жизнеспособность корабля,  поэтому и требования к ней повышенные.

За последние два года было разработано и налажено серийное производство трех новых холодильных машин для российского надводного и подводного флота: МХ-0,35,  МХ-0,35К и 2МХМВ300-01.

МХ-0,35 предназначены для использования в системе кондиционирования воздуха в многоцелевых атомных подводных лодках четвертого поколения». Серийные машины уже поставлены в ОАО «ПО «Севмаш», где ведется строительство субмарин. Еще одна завершенная разработка – машина холодильная МХ-0,35К, предназначенная для использования на многоцелевых фрегатах и разведывательных кораблях, строительство которых идет на АО «СЗ «Северная верфь». Кроме того, среди серийных новинок следует отметить машину холодильную морскую винтовую 2МХМВ300-01: холодильные машины поставляются в АО «ПСЗ «Янтарь».

Задача для конструкторов института – создание холодильных машин из комплектующих российского производства. Например, машина холодильная морская МХМ-150 на 98% – российская. «Есть задача по импортозамещению, и мы ее решаем, – рассказывает Мария Агафонкина, заместитель начальника отдела холодильных машин с компрессорами объемного действия. – У нас выигрышная позиция – мы сохранили все технологии компрессоростроения и машиностроения и можем их создавать».

Сейчас ВНИИ активно разрабатывает линейку морских холодильных винтовых машин двойного назначения  холодопроизводительностью 80, 150, 300, 500, 1000 и 2000 кВт в рамках единого ТУ для надводного флота. Еще одна разработка - создание модификации МХ-0,35К – МХ-0,35КТ. Данный проект разрабатывается совместно с ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». Машины планируется поставить на АО «ПСЗ «Янтарь». Отличием данной машины является наличие дополнительного теплообменника «забортная вода – хладоноситель». При низких температурах забортной воды хладоноситель охлаждается непосредственно забортной водой. При этом компрессор холодильной машины не работает, а поддержание необходимой температуры для потребителя происходит в автоматическом режиме. Данное решение позволяет существенно снизить энергопотребление и повысить ресурс работы машины. Такие холодильные машины будут работать на десантном корабле.

НОВЫЙ УРОВЕНЬ

«Приоритет ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» – создание модельного ряда холодильных установок, базовым элементом которого является компрессор собственной разработки», – рассказывает Денис Кривцов, заместитель директора по инжинирингу.

Среди перспективных и уникальных разработок, которые ведет ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ», – работа над турбокомпрессором специального назначения на газодинамических подшипниках, предназначенного для замены импортного компрессора. Идея создания этого турбокомпрессора возникла в 90-х годах. До этого времени такие подшипники применялись в авиации. Институт начал разработку аналога для кораблей Морского флота. Опытный образец – маленький компрессор на 32 киловатта холода – был сделан по заказу ОАО «СПМБМ «МАЛАХИТ» и признан успешным. После этого был создан макетный, а затем и опытный образец турбокомпрессора на 350 киловатт холода.

«Процесс создания был трудоемким: кроме газодинамических подшипников впервые был применен синхронный двигатель с постоянными магнитами, – рассказывает Денис Можаев, директор ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» по инжинирингу. – Таких конструкций до нас не создавал никто, хотя, когда мы занялись получением патента на изобретение, выяснилось, что все технологии были известны еще в середине 20 века. Но никому не приходило в голову соединить все в одно целое. А наши инженеры с успехом воплотили эту идею в жизнь».

Сейчас, рассказал Денис Можаев, проводятся ресурсные испытания турбокомпрессора в составе холодильной машины МХ-0,35.Также, - добавил Денис Кривцов, - мы полностью освоили производство систем управления для холодильных машин, в которых используются только отечественные комплектующие с приемкой ВП». Для реализации поставленных задач, а также в целях разработки и проведения испытаний холодильных машин, ВНИИХОЛОДМАШем было создано производство с уникальной испытательной базой – ООО «ЗАВОД ХОЛОДМАШ», находящейся в 45 км от Москвы. 

На вопрос о перспективных разработках, нам ответил директор завода, Олег Потапенко: «Мы активно занимаемся разработкой новой технологией изготовления кожухотрубных теплообменников. Опытные образцы мы уже сделали, осталось только найти дополнительное оборудование, чтобы собрать изделие и провести все необходимые испытания по требованию конструкторской документации».

Сегодня институт вносит огромный вклад в развитие холодильной промышленности нашей страны: построен завод, ведутся новые разработки.

ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» – 65 лет. Эта история началась в одной стране, а продолжается в совершенно другой. Но, пройдя через перестройку и бурные 90-е, институт не развалился, как сотни других, когда-то значительных НИИ, а только переехал – немного подальше от Кремля. И вот уже новые мощности, новые программы и новые изделия. Но главное, что в активе холдинга прекрасные инженеры и управленцы, с которыми и в следующие 65 – не страшно.